Приказ №1187 17.12.2021г. Министерство образования Забайкальского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Челутайская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО педагогическим советом МОУ ЧСОШ № ____ |
УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ ЧСОШ ________ Базаргуруев Ж.Б |
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на 2021-2022 г.
Заместитель директора поВР
Цыбенова Б.Ж.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания МОУ ЧСОШ (далее – Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утвержденными 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно- методического объединения по общему образованию, с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования.
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а так же решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Воспитательная программа является обязательной частью основной образовательной программы МОУ ЧСОШ и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией.
Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенных ФГОС: формировать у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности школы.
Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в школе.
- ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Данная программа рассчитана на все три уровня общего образования малокомплектной сельской школы. Основной состав учащихся составляет дети бурятской национальности. (84 учащихся бурятской национальности, 5 учащихся русской национальности). Воспитательная программа охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, дополнительное образование, разнообразную деятельность и общение.
В школе созданы все необходимые условия для успешного осуществления образовательной деятельности. За свою историю школа приобрела много добрых традиций, одной из которых является воспитание уважения к труду учителя, поэтому каждый четвертый педагог школы – ее выпускник. Эти учителя являются последовательными продолжателями традиций и вносят серьезный вклад в копилку успехов школы.
Школа имеет достаточную инфраструктуру: оборудованы 14 учебных кабинетов, 11 из них оснащены современной мультимедийной техникой. Кроме того, имеется школьная библиотека с читальным залом и возможностью выхода в интернет с библиотечного компьютера, а также спортивная площадка. МОУ ЧСОШ имеет лицензию на обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. В целях реализации мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование с 1 сентября 2019 года внедряется модель персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
Значительное влияние на образовательное пространство оказывают социальные партнеры школы (МУК СДК села Челутай, краеведческий музей села, сельская библиотека, ДЮСШ, ДМШ). Совместная деятельность позволяет реализовать принцип открытого учебного заведения и выйти на социальное партнерство.
МОУ ЧСОШ является частью сельского пространства, школа стремится к достижению высоких показателей, сохраняя свою индивидуальность и своеобразие.
Методологической основой организации и осуществления воспитательной деятельности в школе являются системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы.
Процесс воспитания в МОУ ЧСОШ основывается на следующих принципах:
— Приоритет безопасности ребенка — неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, а так же при нахождении его в образовательной организации;
— Совместное решение личностно и общественно значимых проблем — личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития школьника, а воспитание — это педагогическая поддержка процесса развития личности обучающегося, организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
— Системно-деятельностная организация воспитания — интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых национальных ценностей, системности, целесообразности и не шаблонности воспитания как условия его эффективности;
— Полисубъектность воспитания и социализации — обучающийся включены в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки, поэтому деятельность нашего образовательного учреждения, всего педагогического коллектива в организации социально- педагогического партнерства является ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, вне учебной, внешкольной, общественно значимой деятельности;
— Событийность — реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими совместными делами как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
— Ориентация на идеал — воспитание всегда ориентировано на определенный идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. В нашей школе формирование жизненных идеалов помогает найти образы для подражания в рамках гражданско-патриотического воспитания, что позволяет обучающимся сопоставить свои жизненные приоритеты с духовной высотой, героизмом идеала;
— Диалогическое общение — предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога: подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми;
— Психологическая комфортная среда — ориентир на создание в образовательной организации для каждого ребенка и взрослого позитивных эмоций и доверительных отношений, конструктивного взаимодействия школьников и педагогов;
— Следование нравственному примеру — содержание учебного процесса, вне учебной и внешкольной деятельности наполняется примерами нравственного поведения, особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя, его внешний вид, культура общения и т.д.;
Основными традициями воспитания в МОУ ЧСОШ являются следующие:
— Ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
— коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
— ступени социального роста обучающихся (от пассивного наблюдателя до участника, от участника до организатора, от организатора до лидера того или иного дела);
— конструктивное межличностное, межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
- ориентация на формирование, создание и активизацию ученического самоуправления, как на уровне класса, так и на уровне школы, на создание детских общественных формирований, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- формирование корпуса классных руководителей, реализующего по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в том числе и в разрешении конфликтов) функции и т.д.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого, общей целью воспитания в МОУ ЧСОШ является формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.
Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию — являются важным фактором успеха в достижении поставленной цели.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:
- поддерживать традиции образовательной организации и инициативы по созданию новых в рамках уклада школьной жизни, реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел;
- реализовывать воспитательный потенциал и возможности школьного урока, поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися на уроках;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; их коллективное планирование, организацию, проведение и анализ самостоятельно проведенных дел и мероприятий;
- инициировать и поддерживать деятельность детских общественных объединений (РДШ);
- вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
- организовать профориентационную работу с обучающимися;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы, укрепление коллективных ценностей школьного сообщества;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности, формирование позитивного уклада школьной жизни и положительного имиджа и престижа школы;
- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся;
- обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса;
- расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования. Это то, чему предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание:
- В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для:
- усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут;
- самоутверждения их в своем новом социальном статусе — статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения школьника;
- развития умений и навыков социально значимых отношений школьников младших классов и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем.
К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, поселок, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
- В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для:
- становления собственной жизненной позиции подростка, его собственных ценностных ориентаций;
- утверждения себя как личности в системе отношений, свойственных взрослому миру;
- развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимно поддерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
- В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для:
- приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел, жизненного самоопределения, выбора дальнейшего жизненного пути посредством реального практического опыта, который они могут приобрести, в том числе и в школе:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт при реализации проектов, направленных на улучшение школьной жизни;
- опыт управления образовательной организацией, планирования, принятия решений и достижения личных и коллективных целей в рамках ключевых компетенций самоуправления;
- опыт дел, направленных на пользу своей школе, своему родному городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Работа педагогов по реализации данной программы, направленная на достижение поставленной цели, позволит обучающемуся получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики асоциального поведения школьников.
- ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реализация цели и задач данной программы воспитания осуществляется в рамках следующих направлений — модулей воспитательной работы школы.
- 1 Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, мероприятия, организуемые педагогами для детей и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно с детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, объединяющих учеников вместе с педагогами в единый коллектив. В этих делах и мероприятиях принимает участие большая часть школьников.
Ключевые дела способствуют интенсификации общения детей и взрослых, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. В образовательной организации используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
- Всероссийские, республиканские, районные акции, посвященные значимым отечественным и международным событиям;
- Районные методические площадки для обучающихся и педагогов по развитию ученического самоуправления;
- городские и организуемые совместно с родителями учащихся спортивные, творческие состязания, выставки, праздники и др., которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих.
- социальные проекты – совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел разной направленности, ориентированные на преобразование окружающего социума;
На школьном уровне:
- общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела и мероприятия (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.), связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, как на уровне школы,так и на уровне города, региона, России, в которых участвуют все классы школы;
- торжественные ритуалы, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей, а так же связанные с героико-патриотическим воспитанием;
- церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные органы самоуправления, в малые группы по подготовке общешкольных ключевых дел;
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов;
- участие в организации и проведении мероприятий и дел, направленных на сплочение класса, на реализацию плана деятельности выборного органа ученического самоуправления класса.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: активный участник, инициатор, организатор, лидер;
- индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков организации, подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
- Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
- Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского ученического самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Поскольку учащимся не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, то классные руководители должны осуществлять педагогическое сопровождение на уровне класса, а на уровне школы назначается куратор развития ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление в МОУ ЧСОШ осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
- через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
- через работу постоянно действующих секторов по направлениям деятельности, инициирующих и организующих проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов и т.п.), отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций ит.п.
На уровне классов:
- через деятельность выборных Советов класса, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса.
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников с 1 по 11 класс в деятельность ученического самоуправления: планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классным кабинетом, комнатными растениями и т.п.
- Модуль «Детские общественные объединения».
Действующие на базе школы детские общественные объединения –Юнармия, «ЮДП», «ЮИД»– это добровольные, некоммерческие формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Основной целью создания и деятельности является поддержка детских и молодёжных инициатив. Основные направления работы: патриотическое и добровольчество.
Воспитание в детских общественных объединениях осуществляется через:
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами являются: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям — проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий, помощь в благоустройстве территории и т.п.; участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (работа на школьном участке, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие;
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении, участие в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
- Модуль. «Курсы внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско- взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских коллективах традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Интеллектуальная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, расширяющие их кругозор, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Духовно-нравственная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, культуре, природе, его истории, чувства гордости за свою малую Родину и Россию, создающие благоприятные условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, которые помогут им в дальнейшем принести пользу другим людям или обществу в целом; формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно- нравственное развитие.
Социальная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных и лидерских компетенций школьников, проектного мышления, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, организация волонтёрской деятельности, профессионального самоопределения
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, пропаганду физической культуры и спорта, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, мотивацию и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Общекультурная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду, формирование у них навыков самообслуживающего труда.
Курсы внеурочной деятельности в начальной школе могут иметь формат
игровой деятельности и быть направлены на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
- Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и в непрофессиональную составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через: профориентационные часы общения, направленные на подготовку школьника к осознанному планированию и реализацию своего профессионального будущего профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; на популяризацию профессий направлены уроки «ПроеКТОриЯ»;
- экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- посещение профориентационных дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях;
- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков («ПроеКТОриЯ»);
- индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
- освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов внеурочной деятельности.
- Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог организует:
- работу с классным коллективом;
- индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
- работу с учителями, преподающими в данном классе;
- работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
- инициирование, мотивация и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, осуществление педагогического сопровождения и оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- педагогическое сопровождение ученического самоуправления класса, детской социальной активности, в том числе и РДШ;
- поддержка детских инициатив и их педагогическое сопровождение;
- организация и проведение совместных дел с учащимися вверенного ему класса, их родителей; интересных и полезных для личностного развития ребенка (интеллектуально- познавательной, гражданско-патриотической, трудовой, спортивно- оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной и др. направленности), позволяющие:
— вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них,
— установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
— проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
- сплочение коллектива класса через:
— игры и тренинги на сплочение и командообразование, развитие самоуправленческих начал и организаторских, лидерских качеств, умений и навыков;
— походы и экскурсии, организуемые классными руководителями совместно с родителями;
— празднование в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши и т.д.;
— регулярные внутриклассные праздники и творческие дела, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
- мотивация исполнения существующих и выработка совместно с обучающимися новых законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе в рамках уклада школьной жизни.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом;
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
- мотивация ребенка на участие в жизни класса, школы, на участие в общественном детском/молодежном движении и самоуправлении;
- мотивация школьников совместно с учителями-предметниками на участие в конкурсном и олимпиадном движении;
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
- регулярные консультации классного руководителя с учителями- предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями- предметниками;
- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы;
- Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МОУ ЧСОШ, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
- оформление интерьера школьных помещений и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
- размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в образовательной организации (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми ит.п.);
- озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство образовательной организации на зоны активного и тихого отдыха;
- благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее им проявить свои фантазию и творческие способности и создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий образовательной организации (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
- регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории;
- акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно- эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях образовательной организации, ее традициях, правилах.
- Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся в МОУ ЧСОШ осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На школьном уровне:
- общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
- родительские круглые столы, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары с приглашением специалистов;
- дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно- воспитательного процесса в образовательной организации; единые дни консультаций для родителей;
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
- родительский всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от классных руководителей, психолога, социального педагога, логопеда и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
- социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей (законных представителей) вопросы.
На уровне класса:
- классный родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации детей их класса;
- дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно- воспитательного процесса в образовательной организации;
- классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания, обучающихся класса;
- социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей).
- Модуль «Безопасность»
Вопросы безопасности детей как в стенах образовательного учреждения, так и за его пределами, в последнее время получают всё большую актуальность. Опасности могут подстерегать обучающегося везде. Необходимо сформировать у обучающегося понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности, антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; знание и умение применять меры безопасности и правила поведения на дорогах, в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; умение действовать индивидуально и в группе в экстремальных ситуациях, в том числе связанных с угрозой террористических актов и вовлечения в экстремистскую деятельность.
В рамках модуля особое внимание уделяется правовому воспитанию, формированию антикоррупционного мировоззрения, формированию активной жизненной позиции по негативному отношению к противоправным и коррупционным проявлениям.
- Профилактика детской дорожной безопасности.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) — целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы обучающиеся.
Основные задачи:
— увеличение количества обучающихся, участвующих в мероприятиях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
— привлечение педагогических кадров к работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
— учет, анализ и профилактика случаев нарушения обучающимися и воспитанниками Правил дорожного движения;
— организация деятельности отряда ЮИД;
— организация работы по пропаганде безопасности дорожного движения с родителями.
Для этого в школе используются следующие формы работы:
- разработка безопасного маршрута в школу,
- тематические , игры, соревнования, конкурсы, викторины,
- практические занятия по правилам дорожного движения,
- тематические беседы и классные часы, инструктажи, участие в различных олимпиадах и конкурсах, в т.ч. дистанционно,
- внеклассные мероприятия с обучающимися по основам безопасного поведения на улицах и дорогах, соблюдению правил дорожного движения,
- Профилактика пожарной безопасности.
Профилактика пожарной безопасности (ПБ) – комплекс мер, направленный на то, чтобы минимизировать вероятность возникновения пожара, уметь действовать при пожаре, а также исключить факторы, которые его вызывают.
Формы работы:
- тематические игры, соревнования, конкурсы, викторины,
- практические занятия по пожарной безопасности,
- профилактические беседы и классные часы,
- участие в районных конкурсах, в т.ч. дистанционно,
- практикум «Пожарная эвакуация»,
- встречи с сотрудниками МЧС «Осторожно, огонь!»
- Профилактика экстремизма и терроризма
Направлена на воспитание у обучающихся уважительного отношения ко всем людям всего мира, вне зависимости от национальности, религии, социального и имущественного положения; воспитание культуры межнационального согласия и уважения; создание психологические безопасной поддерживающей, доброжелательной среды в образовательной организации, исключающей проявления агрессии, психологического и физического травмированы; формирование уважительного отношения к ценностям, историческому и культурному наследию России как многонационального и многоконфессионального государства; расширение возможностей для проявления социальной, творческой активности детей и молодежи, занятий спортом;
Основные задачи профилактики экстремизма в образовательной среде:
— формирование у обучающихся знаний о сущности экстремистской и террористической деятельности;
- повышение правовой культуры обучающихся, родителей и педагогов;
- формирование основ знаний об ответственности за совершение преступлении экстремистского и террористического характера;
- развитие у обучающихся умений и навыков правильных действий при поступлении угрозы террористических актов; формирование навыков противодействия экстремизму и терроризму;
- формирование ценностных ориентиров личности, гражданского сознания.
Исходя из задач, в школе работа организована по следующим направлениям:
— информирование обучающихся об экстремизме, об опасности экстремистских организаций;
— разъяснение мер ответственности родителей и обучающихся за правонарушения экстремистской направленности;
— формирование толерантности у подростков, повышение их социальной компетентности, прежде всего способности к слушанию, сочувствию, состраданию;
— снижение у обучающихся предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения. Этому способствует совместная деятельность детей, творческая атмосфера в группе, использование дискуссий, ролевых игр, обучение методам конструктивного разрешения проблем и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров;
— формирование у обучающихся понимания ценностей разнообразий и различий, уважения достоинства каждого человека.
- создание условий для снижения агрессии, напряженности.
Для этого в школе используются следующие формы работы:
- классные часы и работа лекторских групп «День солидарности в борьбе с терроризмом»;
- книжная выставка «День памяти жертв фашизма»;
- профилактические неделя противодействию идеологии терроризма и экстремизма;
- тематические беседы и классные часы по действиям в случае угрозы террористического акта,
- просмотр и обсуждение тематических фильмов и видеороликов;
- конкурс рисунков «Скажем «нет!» экстремизму», «Нет терроризму»;
- конкурс рисунков «Мы за безопасный мир»;
- встречи с сотрудниками правоохранительных органов;
- раздача памяток, буклетов антитеррористической антиэкстремистской направленности.
- Профилактика правонарушений, правовое воспитание.
Правовое воспитание — воспитательная деятельность школы, семьи, правоохранительных органов, направленная на формирование правового сознания и навыков, и привычек правомерного поведения обучающихся.
Необходимость организации правового воспитания обучающихся обусловлена развитием правового государства, существование которой немыслимо без соответствующего уровня правовой культуры ее граждан, трансформацией правовой системы, необходимостью преодоления правового нигилизма и правовой неграмотности. Важно сформировать у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством; помочь учащимся приобрести знания о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека.
Формы работы:
- Тематические классные часы по правовому воспитанию и профилактике коррупции;
- Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет;
- Конкурсы рисунков («Что такое хорошо, что такое плохо…», «Как не стать жертвой преступления» и др.);
- Профилактические беседы с сотрудниками полиции
- Викторины, квизы («Права и обязанности подростков» и др.);
- Беседы об ответственности за нарушение статьи КоАП РФ ст.20.2
- МОДУЛЬ «ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ, ПОХОДЫ»
Экскурсия – одна из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию детей, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка, развития его познавательного интереса, потребности получать новые знания. При этом процесс познания происходит в предметно наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир.
Важнейшим условием эффективности экскурсий — является понимание их роли родителями для формирования гражданской позиции, нравственного воспитания. Активное участие родителей, их помощь педагогам в организации и проведении экскурсий обеспечивает целостность педагогического подхода в этой работе.
Велика для детей роль совместной поездки в другой город, походов -это возможность неформального общения с учителями и одноклассниками, объединяющий момент в их жизни. Школьные экскурсии и походы — это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления. А это способствует более глубокому и качественному усвоению материала по истории, русской литературе, географии и другим школьным дисциплинам. Такие экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают ребят в культурное прошлое страны, знакомят с выдающимися личностями истории. За один день похода или экскурсии о ребёнке можно узнать больше, чем за месяцы учёбы в школе, порой они раскрываются с совершенно неожиданной стороны. Они учатся жить в коллективе, дружить, помогать и поддерживать друг друга, становятся более самостоятельными и ответственными, учатся правилам поведения в обществе. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
Воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
- ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными
руководителями и родителями школьников в начале учебного года, после
окончания учебного года; - регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их классными руководителями («Зимний лес», «Березовая роща осенью», «Приметы весны», «Дружно на природу» и т.п.);
- выездные экскурсии в музеи города и Костромской области, в рамках деятельности по реализации образовательного туризма;
- выездные экскурсии в профессиональные учебные заведения, на предприятия города в рамках профориентационного направления;
- выходы на представления в кинотеатр, театр, цирк;
- ежегодные туристические слеты.
4 .ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в МОУ ЧСОШ, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся.
Основными направлениями анализа организуемого в образовательной организации воспитательного процесса могут быть следующие:
- Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете образовательной организации.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год,; какие проблемы, решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
- Состояние организуемой в школе совместной деятельность детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в образовательной организации интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и представителями родительских комитетов, хорошо знакомыми с деятельностью образовательной организации и класса.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроках;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских объединений;
- качеством профориентационной работы;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством правового воспитания;
- качеством взаимодействия образовательной организации и семейобучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в образовательной организации воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД |
|||
Ключевые общешкольные дела | |||
Дела |
Классы |
Ориентировочное время
проведения |
Ответственные |
Сентябрь | |||
Торжественная линейка «Первый
звонок» |
1-11 | 1.09. | ЗДВР
классные руководители |
Акция «Все дети в школу» | 1-11 | Август сентябрь | Соц.педагог
Классные руководители |
День солидарности в борьбе с терроризмом | 1-11 | 03.09 | ЗДВР
классные руководители, сельская библиотека |
День здоровья | 1-11 | 15.09. | Учитель ФК, ЗДВР |
Неделя безопасности дорожного движения(профилактика ДДТТ)
Акция «Нет жертв в ДДП» |
1-11 | Сентябрь
25-29 |
Классные руководители |
Учебно-тренировочная эвакуация учащихся из здания | 1-11 | сентябрь | Классные руководители |
Месячник правовых знаний | 1-11 | 13.09-13.10 | ЗДВР
классные руководители, Соц.педагог
|
Октябрь | |||
Международный день пожилого человека | 1-11 | 01.10 | ЗДВР |
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны РФ) | 1-11 | 04.10. | ЗДВР, учитель ОБЖ |
День учителя «Учителями славится Россия» | 1-11 | 05.10 | ЗДВР |
Золотая осень | 1-11 | октябрь | ЗДВР, руководители ПДО |
Месячник бурятского языка | 1-11 | октябрь | ЗДВР, руководители ПДО |
Неделя добрых дел «Марафон
добра» |
1-11 | октябрь | Классные руководители |
Турнир «Эрын гурбан наадан» | 3-11 | октябрь | Руководители ПДО |
Ноябрь | |||
День народного единства | 1-11 | 04.11 | ЗДВР, Классные руководители, учитель истории |
НПК «Шаг в будущее» | 2-11 | ноябрь | ЗДВР, Учителя предметники, руководители ПДО |
День матери | 1-11 | 26.11 | Классные руководители |
Декабрь | |||
Всемирный день борьбы со СПИДом | 1-11 | 01.12 | Классные руководители,
Мед. Работники села |
Акция «Мы добровольцы!» | 5-11 | 05.12 | ЗДВР, Соц.педагог |
Единый урок «Права человека» | 5-11 | 10.12 | ЗДВР, Соц.педагог, классные руководители |
День Конституции РФ | 1-11 | 12.12 | ЗДВР, Классные руководители |
Празднование Нового года
«Мы встречаем Новый год!» |
1-11 | декабрь | ЗДВР, классные руководители,
руководители ПДО |
Январь | |||
День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944) | 1-8 | 27.01 | ЗДВР, МУК СДК
Классные руководители |
Февраль | |||
Мероприятия месячника военно- патриотического воспитания и
спортивно-оздоровительной работы «Растим патриотов!» |
1-11 | февраль | классные руководители Учителя физической культуры |
Плац-парад -2022 | 1-11 | февраль | ЗДВР, учитель ОБЖ,
Классные руководители |
Декада белого месяца
«Сагаалган»,
День родного языка |
1-11
1-11 |
02.02.22
21.02 |
ЗДВР, учитель бурятского языка, Классные руководители, МО «Живая культура» |
Март | |||
8 Марта в школе «Международный женский день»
|
1-11 | март | ЗДВР
Классные руководители |
Всероссийский открытый урок «ОБЖ» | 1-11 | 01.03 | ЗДВР, учитель ОБЖ,
Классные руководители |
Неделя математики | 1-11 | 14-20.03 | УВР, ЗДВР, учителя предметники |
«Веселые нотки» неделя музыки | 1-11 | 21-27.03 | ЗДВР, классные руководители, учитель музыки |
Апрель | |||
«Весенняя неделя добра» | 1-11 | апрель | Классные руководители |
День космонавтики. Гагаринский урок «Коспос –это мы» | 1-9 | 12.04. | Классные руководители, руководители ПДО |
День пожарной охраны | 1-11 | 30.04 | Учитель ОБЖ, руководитель ПДО |
Май | |||
Торжественное мероприятие, посвященное Дню Победы | 1-11 | 9 мая | ЗДВР, классные руководители |
«Последний звонок» | 1-11 | 25.мая | Администрация школы,
классные руководители |
Церемония награждения
«Парад звезд» |
1-11 | 28 мая | ЗДВР, классные руководители, администрация школы |
Июнь | |||
Торжественное мероприятие
«Выпускной» |
4,9,11 | июнь | Классный
руководитель |
ЛДП | 1-5 | июнь | ЗДВР, учителя начальных классов |
День России | 1-8 | 12.06 | Руководители ПДО |
Сдача норм «Готов к труду и обороне» | 1-4 | В течение учебного года | Классные
руководители, учителя физической культуры |
Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах | 1-4 | В течение учебного года | Классные
руководители |
Моуль «Курсы внеурочной деятельности»
№ | Направление | Наименование кружка | Кол-во часов | классы | Дни недели | Руководители |
1 | Техническая | «Робототехника» | 2 | 2-9 кл. | Понедельник | Жанабазарова Д.Д. |
2 | «Квант» | 3 | 7-11 | Вторник,
четвегр |
Цыбиков Б.Б. | |
3 | Социальная | Кружок
«Медиатехника» |
2 | 5-11 кл. | Среда | Батомункуева Д.Д |
4 | Кружок журналистики «Инфо-фокус» | 2 | 5-11кл. | четверг | Емельянова Б.Б. | |
5
|
Школа безопасности «Юнармеец» | 2 | 2-11 кл. | пятница | Санданов С.С. | |
6 | Физкультурно-спортивная | «Белая ладья» | 2 | 2-11кл. | Среда | Дашиева Б.Д. |
7 | Художественная | Кружок «Найдал» | 2 | 5-11 кл | Вторник | Цыбикова Ц.Ц. |
8 | Музыкальныыый кружок «Долгин» | 2 | 2-8 кл | пятница | Цыбенова Б.Ж. | |
9 | Естественно-научная | «Мир вокруг нас» | 2 | 1-6 | вторник | Цыбенова Б.Ц. |
10 | «Лабораториум» | 3 | 7-11 | Понедельник
среда |
Дармаева Ж.Ц | |
11 | Туристско-краеведческая | В музее школы | 2 | 7-11 кл. | вторник | Цыденжапова М.Д |
ИТОГО | 24 ч. |
Самоуправление | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дела, события, мероприятия |
Классы |
Ориентировочное время
проведения |
Ответственные |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На уровне школы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выборы органов самоуправления в классных коллективах, выдвижение кандидатур в Совет старшеклассников | 8-10 | сентябрь | ЗДВР | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составление плана работы на новый учебный год | 8-11 | сентябрь | ЗДВР | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация дежурства по школе | 5-11 | В течении года | Совет самоупр | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контроль внешнего вида | 1-11 | В течении года | Совет самоупр, кл.рук | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ученическая конференция «Мы вместе» | 2-11 | октябрь | Совет самоупр | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создание:
Отряд ЮИД, ЮДП, , Юнармия, |
4-11 | сентябрь | ЗДВР | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проведение акции «Безопасность на дороге» | 1-11 | 25-29.09 | Совет самоупр | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Акция «Трудовой десант»
«Школа наш дом – так наведем порядок в нем!» |
2-11 | В течении года | Совет самоупр. Классн. Рук | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Волонтерские рейды (оказание помощи пожилым людям, благоустройство памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны) | 7-11 | В течении года | Совет самоупр. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На уровне класса | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выборы органов самоуправления в классных коллективах | 1-11 | сентябрь | Кл.рук | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обсуждение Положения «Лучший класс года», «Ученик года» | 1-11 | сентябрь | Совет самоупр, ЗДВР, кл рук | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мастерская по изготовлению открыток и поделок ко Дню учителя | 1-6 | До 5 октября | Кл. рук., актив класса | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация дежурства в классе | 1-11 | ежедневно | Кл. рук | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контроль внешнего вида | 1-11 | ежедневно | Кл.рук | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет перед классом о
проведенной работе |
1-11 | В конце каждой четверти | Кл. рук | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На индивидуальном уровне | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработка портфолио | 1-11 | В течении года | Кл. рук. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Участие в КТД (организатор, участник) | 1-11 | В течении года | Кл. рук | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа в соответствии с
обязанностями |
В течение года | Классные
руководители |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Детские общественные объединения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дела, события, мероприятия |
Классы |
Ориентировочное время
проведения |
Ответственные |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
— Юнармия,
— служба примирения, — ЮДП, — ЮИД, — совет школьного парламента, Волонтеры |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Акция чистый двор» | 1-11 | Ежемесячно | Школьный парламент | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Служу Отечеству» | Юнармия | 9 мая | Классные руководители | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Митинг у Стеллы | 1-11 | 9 мая | Юнармия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Акция «Сердце, полное добра»
Акция «Поздравляю» по всем праздникам |
1-11 | В течении года | волонтеры | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конкурсы, соревнования | 1-11 | Октябрь, апрель | ЮДП, ЮИД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экскурсии «Мы будем помнить вас всегда» (посещение музеев, памятников, исторических мест, посвященных героям войны) | 1-4 | В течение года | Классные руководители | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Весенняя Неделя Добра | 1-4 | апрель | Классные
руководители |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Посильное участие в
мероприятиях и акциях отрядов «Юнармии» , ЮИДД, ЮДП |
2-4 | В течение года | Классные руководители | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||
Организация предметно-эстетической среды | |||
Дела, события, мероприятия |
Классы |
Ориентировочное время
проведения |
Ответственные |
Благоустройство и озеленение классных комнат и школы | 1-11 | В течение года | Классные руководители |
Выставки рисунков,
фотографий творческих работ, посвященных событиям и памятным датам |
1-11 | В течение года | Классные руководители |
Оформление классных
уголков |
1-11 | В течение года | Классные
руководители |
Праздничное украшение кабинетов -День знаний,
-День учителя, -Новый год, -День защитника -Отечества — День пожилого человека — День матери и т.д. |
1-11 | Классные руководители | |
Конкурс «Новогодняя
снежинка» (сделай своими руками) |
1-11 | декабрь | Классные руководители |
Конкурс проектов «Лучший школьный двор», «Лучший школьный двор», «Дизайн школы». | 1-11 | В течении года | Классный рук, ЗДВР |
Конкурс на лучший дизайн «Символика моего села» | 1-9 | январь | Руководитель кружка «Дизайнерское искусство» |
Работа с родителями | |||
Дела, события, мероприятия |
Классы |
Ориентировочное время
проведения |
Ответственные |
Создание родительского комитета | 1-11 | август | ЗДВР, Соц.пед |
Акция «Помоги собрать в школу» | сентябрь | август, сентябрь | Соц.пед |
Род собрания по плану, лектории, инд беседы | октябрь | В течение года | Классные руководители |
Мама папа и я – спортивная семья | ноябрь | 1 раз в четверть | Директор школы, классные
руководители |
Проект «Моя родословная» | февраль | По планам классных
руководителей |
Классные
руководители |
Парад звезд. Награждение активных родителей | май | В течение года | Администрация
школы |
Информирование посредством электронного журнала и школьного сайта | 1-11 | В течение года | Классные
руководители |
Индивидуальные консультации | 1-11 | В течение года | Классные
руководители |
Совместные с детьми походы,
экскурсии. |
1-11 | По плану классных
руководителей |
Классные
руководители |
Совет профилактики
по вопросам воспитания, обучения детей |
1-11 | По плану Совета | ЗДВР, Соц.пед |
Встречи родителей с приглашенными
специалистами: социальными работниками, врачами, инспекторами ПДН, ГИБДД |
1-11 | В течение года | Администрация школы
Классные руководители |
Учительско-родительское патрулирование | 1-11 | В течение года | Администрация школы
Классные руководители |
Безопасность
Классное руководство и наставничество
Экскурсии, экспедиции, походы
|